Отришко Александра Олеговна
СПбГУ



Графика Антона Павловича Лосенко (1737–1773 гг.): иностранные влияния и национальное своеобразие


А. П. Лосенко известен как основатель исторического жанра в России, как первый русский профессор в Академии Художеств. Однако часто обходят вниманием его графическое наследие. В этом докладе рассматриваются этапы графического творчества А. П. Лосенко. На примере его рисунков можно выявить связь русской графической школы второй половины XVIII в. с европейской системой рисунка, которую художник усвоил в своих пенсионерских поездках, а затем положил в основу собственного метода обучения рисованию молодых художников.
Сначала необходимо рассмотреть педагогическую систему А. П. Лосенко, созданную им в Академии Художеств. Лосенко ввел западные методы в обучение (например, копирование слепков с античных статуй). С начала 1770-х гг., благодаря деятельности Лосенко школа становится более «учёной» (издание теоретического труда художника «Изъяснение краткой пропорции человека...»), а эстетическая направленность — более цельной. Эта система получила продолжение в деятельности учеников мастера И. А. Акимова, М. И. Козловского, П. И. Соколова и др.
Влияние западной художественной системы на русскую школу выразилось не только в педагогике Академии. В самой графике А. П. Лосенко можно проследить, какие мастера и тенденции повлияли на творчество художника в разные периоды:
• 1760-е гг. Первая пенсионерская поездка художника, влияние французской школы и его учителя Ж. Рету. Графические листы «Нептун на водах», «Нимфы и фавн у ручья».
• Середина 1760-х гг. Классицистическое влияние второго учителя Ж.-М. Вьена. «У колыбели», «Зевс и Фетида», «Пастушеская сцена». Борьба классицизма и рокайля в творчестве художника.
• Итальянский период. Интерес к античности. Штудии с античных статуй, «Персей и Андромеда», «Путешествующие».
• Возвращение на родину. Применение европейских стилистических приемов и наложение их на русскую почву. Подготовительные рисунки к картинам «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с Андромахой».