Прикладова Мария Александровна
СПбГУ
Творчество Педро де Мены в контексте испанской барочной скульптуры второй половины XVII в.
Проблема изучения испанской скульптуры в целом и пластики XVII столетия в частности является тем более актуальной, что в оте-чественной испанистике ею практически не занимались, в то время как в мире интерес к этой теме довольно устойчив, о чем, в том числе, может свидетельствовать прошедшая совсем недавно в лондонской Национальной галерее выставка, посвященная скульптуре и живописи Испании XVII века.
Испанская скульптура этого периода носит преимущественно религиозный характер. Во многом это связано с тем, что на это время приходится пик контрреформационного движения в Испании, рассматривающей себя как хранительницу истинной веры. Отсюда многие черты испанского искусства — результат решений Тридентского собора. Сама испанская полихромная скульптура зачастую отличается повышенной реалистичностью и привлечением таких специфических деталей, как настоящий парик или одежда. Еще одна характерная черта испанской пластики XVII столетия — материал, из которого она была выполнена. В то время как в большинстве стран Западной Европы предпочитают мрамор и бронзу, испанцы используют для создания своих работ дерево — материал, давно утративший популярность в остальных государствах.
Одним из ведущих мастеров испанской скульптуры XVII в. является Педро де Мена, творчество которого соединяет в себе религиозную экзальтацию и предельную, иногда грубоватую натуралистичность. В духе принципов испанской культуры XVII столетия он в первую очередь обращает внимание не на форму, не на техническую сторону, а на отображение именно внутренней характеристики своих персонажей. Так как Педро де Мена являлся одним из учеников Алонсо Кано, то в его творчестве, особенно в ранних произведениях, чувствуется влияние последнего. Однако даже в эти работы он привносит нечто новое, свойственное лишь ему. Среди его работ можно выделить ряд парных композиций «Се человек» и «Долороса», в которых он создал новый тип образов, получивших широкое распространение в гранадской скульптуре, а также изображения святых Бенедикта, Франциска и Бернарда.