Коваленко Наталья Александровна
Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия


Сиенская живопись 1260–1300 гг. Особая роль и место изображений Богоматери


В данной работе рассматривается сиенская школа живописи раннего периода, и прежде всего — работы тех художников, которые были тесно связаны с византийской традицией и образцами. Большинство из этих произведений — иконы Богоматери. Сиена считалась городом Девы. Накануне битвы при Монтаперти (1260 г.) город вручил себя под покровительство Богоматери, а после победы Ее почитание стало играть еще более важную роль не только в религиозной, но и в общественной жизни сиенцев. В честь Богоматери освятили построенный в это время кафедральный собор, Ее образ был и на главной печати города.
Особое почитание Богоматери выразилось в появлении новых вариантов иконографии в произведениях сиенских художников (Гвидо да Сиена, Гвидо ди Грациано, Диетисальве ди Спеме) и некоторых других мастеров (например, Коппо ди Марковальдо). На появление некоторых иконографических изводов оказали влияние особые обряды и праздники в честь Богородицы.