Тычинская Полина Александровна
Государственный институт искусствознания
Образ конного архангела в византийском и поствизантийском искусстве и его связь с русской иконографией «Архангел Михаил — грозных сил воевода»
Доклад посвящен изображениям конного архангела в византийской и поствизантийской живописи. Они рассматриваются как возможные прототипы и параллели иконографии «Архангел Михаил — грозных сил воевода», которая появилась в русском искусстве во второй половине XVI в. и широко распространилась в XVII в.
Проблема возникновения и развития образа конного ангела в византийском искусстве подробно рассматривалась в специальной статье М. Гаридиса 1, этой же темы касалась в своих работах С. Габелич. Однако такой материал почти не сопоставлялся с русскими памятниками.
В палеологовскую эпоху образ конного архангела довольно часто включается в определенные сюжеты, хотя и не является их обязательным элементом. В частности, конный Михаил нередко встречается среди росписей церквей острова Крит в ветхозаветной сцене Явления архангела Иисусу Навину и осады Иерихона (росписи Архангельских храмов в Аркалохори, конец XIII в.; в Какопетросе, 1392 г.). Существуют и самостоятельные изображения архангела Михаила в виде всадника (фреска над входом в храм архангела Михаила монастыря Лесново, 1349 г.).
Есть примеры включения в символическую композицию «Древо Иессеево» образа архангела на коне (фрески нартекса церкви в Арилье, 1296 г.; церкви святых Апостолов в Фессалониках, 1315 г.). В сценах Рождества Христова и в связанных с этой темой иллюстрациях Акафиста встречаются изображения архангела-всадника, который указывает путь к пещере Рождества (росписи Маркова монастыря, около 1370 г.).
В поствизантийскую эпоху перечисленные мотивы продолжают существовать, но появляются и новые сюжеты. Например, в нартексе церкви св. Креста в селе Пэтрэуцы (Румыния) конный архангел Михаил представлен во главе группы святых воинов (конец XV в.).
При сопоставлении подобных произведений с русскими изображениями архангела Михаила-воеводы удается выявить не только внешнее, но и смысловое родство этих образов.
1 Garidis M. L’ange à cheval dans l’art Byzantin // Byzantion. 1972. T. XLII. P. 23–59.