Трушникова Александра Вадимовна
СПбГУ


Бесстолпные храмы Пскова конца XIV – начала XVI в. К вопросу о балканских аналогах


Проблема генезиса конструкций псковских бесстолпных перекрытий накопила за долгую историю изучения несколько версий в рамках двух противоположных гипотез: местного происхождения и заимствования с последующей переработкой в собственных формах. Сторонники автохтонности псковского решения находили для него разные источники: ступенчато-повышенные подпружные арки и стремление передать нагрузку главы на стены (А. И. Некрасов и К. К. Романов), технические приемы каменщиков и сложившийся образ мышления (Ю. П. Спегальский). Выделялись и разнообразные источники влияний: центрально-венчатые деревянные перекрытия (Л. Сумбадзе), домонгольские прототипы, не исключая зодчество южных славян (Н. И. Брунов). В последнем предполагают источник не только происхождения архитектурного решения, но, возможно, и самих мастеров — авторов не сохранившихся до наших дней построек (Вл. В. Седов).
Надо сказать, что во всех исследованиях, кроме работы А. И. Комеча «Каменная летопись Пскова» и некоторых замечаний А. И. Некрасова и Ю. П. Спегальского об интерьере бесстолпных церквей, чувствуется некоторый схематизм, словно формы конкретных памятников слишком стандартны, конструкции типичны, чтобы о каждом храме говорить индивидуально. Таковы издержки подхода, учитывающего только типологию и иконографию конструктивных решений, но игнорирующего вопросы стилистического характера: пропорции форм, выразительность пространства и массы. А ведь именно последнее определяет конечное своеобразие памятников и позволяет судить о художественном процессе.
Более детальное рассмотрение архитектурных форм псковских бесстолпных храмов конца XIV – начала XVI в. позволяет, уточнив датировки памятников, проследить развитие этого явления в псковском зодчестве. В свою очередь, тщательное сопоставление сохранившихся древнерусских построек с памятниками Балкан не обнаруживает «близости» или последовательной взаимосвязи псковских и балканских бесстолпных храмов, отмеченных Вл. В. Седовым, что, наряду с особенностями развития псковского зодчества, заставляет критически пересмотреть выстроенную исследователем гипотезу в пользу использования схожего архитектурного приема в местных интерпретациях. На наш взгляд, судя по некоторым особенностям решения внутреннего пространства и фасадов бесстолпных храмов, в качестве источника бесстолпных перекрытий для Пскова могли послужить ступенчатые своды крестово-купольных храмов.