Манукян Анна Михайловна
МГУ имени М. В. Ломоносова
Иконографическая программа южных дверей собора Рождества Богоматери в Суздале. Некоторые замечания
Изобразительный цикл южных дверей собора Рождества Богоматери в Суздале принято рассматривать как ангельский, хотя он и включает четыре сцены из книги Бытия, в которых ангелы не участвуют («Сотворение и оживление Адама», «Жертва Авеля», «Каин убивает Авеля», «Адам нарицает имена зверям»). Его нельзя назвать и чисто ветхозаветным циклом, поскольку из 24 клейм лишь 21 принадлежит Ветхому завету. Ни один из святоотеческих текстов, посвященных ангелам, не охватывает всех эпизодов с их участием, представленных на суздальских вратах. Кроме того, ни один из византийских циклов архангела не включает сюжеты, в которых ангелы не изображены. В суздальском цикле есть сцена с участием ангелов, которая отсутствует как в византийском цикле архангела, так и в сочинениях, посвященных ангелам, и даже в самом Писании — «Укрепление Давида на бой».
Попытка целостного толкования цикла вызывает ряд вопросов. Чем руководствовались его составители, и лежит ли в его основе вообще некая единая идея? В интерпретации программы южных дверей целесообразно сделать особый акцент именно на тех сюжетах и деталях, которые выпадают из византийской изобразительной и литературной традиции архангельского цикла: «Адам нарицает имена зверям», «Жертвоприношение Авеля», «Каин убивает Авеля», «Укрепление Давида на бой».
При преобладании византийской иконографии, ряд элементов восходит к западноевропейским протографам, что отвечает общему интернациональному характеру владимиро-суздальской художественной культуры рубежа XII–XIII вв.
Отдельные сцены, чужеродные византийскому циклу архангела, и некоторые косвенные признаки могут свидетельствовать о возможной связи цикла с традицией толкования и иллюстрации Псалтирей, как византийских, так и латинских.