Ханько Вера Александровна
МГУ имени М. В. Ломоносова
Икона «Воскрешение Лазаря» из ГРМ в контексте развития поздневизантийской живописи
Последний этап развития византийской живописи (конец XIV – первая половина XV в.) представлен достаточно большим количеством памятников, многие из которых хранятся в российских собраниях. Тем не менее, основной проблемой при рассмотрении этого материала до сих пор остается его недостаточная изученность и систематизированность, почти повсеместное отсутствие точных датировок. Прежде всего это обусловлено большим стилистическим разнообразием, присущим памятникам данного времени.
Икона «Воскрешение Лазаря» из Государственного Русского музея, принадлежащая к «классицизирующей» линии поздневизантийской живописи, является характерным образцом искусства этого времени, одним из лучших в отечественных коллекциях. Тем не менее, среди исследователей не установилось единого мнения относительно ее точной датировки. Такие особенности иконы, как колорит, композиционное построение, трактовка персонажей и др., а также ее анализ в контексте развития позднепалеологовского «классицизма» все же позволяют провести довольно убедительное сравнение со стилистически близкими ей памятниками.
Заявленную проблему хронологической систематизации поздневизантийской иконописи представляется возможным решить с помощью привлечения памятников монументального искусства. Один из них — фрески монастыря Пантанасса в Мистре, созданные около 1428 г., которые, несмотря на понятные различия монументальной живописи и иконописи, оказываются одной из самых близких аналогий иконе «Воскрешение Лазаря» из Русского музея. Таким образом, ее можно примерно датировать второй четвертью XV в.
Опора на сравнение с монументальной живописью предоставляет богатую почву для более детального анализа других памятников иконописи, поскольку именно в этот период они значительно сближаются по своим художественным принципам.