Булатова Мария Александровна
МГУ имени М. В. Ломоносова
Научный руководитель: канд. иск., доцент А. П. Салиенко
Театральное пространство города в живописи художников группы ОСТ
Художники группы ОСТ (многие из которых работали в области театрально-декорационного искусства) нередко представляли весь мир как огромную сцену, на которой происходит сложносочиненное, драматическое действие. Театральное мышление художников отразилось и в композициях живописных произведений, и в трактовке избранных ими сюжетов.
В докладе ставится вопрос об отражении проблемы городского и бытового пространства в живописи художников группы ОСТ. Многие остовцы занимались агитационно-массовым искусством, украшая город к празднествам. Оформление города можно трактовать как акт театрального перевоплощения и создания театральной декорации для "спектакля" повседневной жизни. Обратившись к живописи остовцев, можно обнаружить, как агитационно-массовое искусство трансформировалось в станковый формат. Важнейшие для художников группы ОСТ темы (урбанизация, развитие техники, роль человека в «новом мире») можно раскрыть с точки зрения решения проблемы пространства. Сама жизнь советского человека, пропущенная через призму мечты об идеальном государстве и «новом герое», походила на спектакль, декорацией для которого служили только что построенные заводы, проектируемые города, загадочный мир машин. Именно это взаимодействие человека и окружающей его новой среды, отраженное в живописи, становится предметом исследования.
Повседневная жизнь человека с давних времен наполнена «театральными» знаками, а игровое поведение сопровождает человека от рождения до смерти, вплетаясь в многочисленные общественно-психологические процессы. В Советской России насильственно внедрялись специально придуманные идеалы, позволяющие вырастить новое поколение послушных, запрограммированных на служение стране «винтиков». Поэтому кажется обоснованным рассмотрение строения нового – советского – мира как некоего искусственного театрализованного пространства, в котором каждое действие имеет смысл ритуала, а у каждого человека есть своя функция и задача. И живопись остовцев иллюстрирует и визуально закрепляет модель взаимоотношений «человек-государство».