Содержание материала

 

Ссылки.

  1. «Ашхарацуйц» — памятник географии и картографии раннесредневековой Армении.
  2. В Квемо-Картли входят: Марнеульский, Болнисский, Дманисский, Цалкинский, Тетрицкаройский и Гардабанский районы.
  3. Область Джавахети является частью Самцхе-Джавахетского края Грузии, в него входят Ниноцминдинский и Ахалкалакский районы. Население Джавахети (Джавахка) и сегодня преимущественно армянское; фактически, это — армянский анклав на территории Грузии.
  4. В античных и византийских источниках Картли упоминается как «Иберия».
  5. Исторически складывалось так, что политические границы Гугарка часто менялись. Так, по разделу 387 г. между Римской империей и Персией, область Гугарк отошла Грузии, а в 652 г., согласно армяно-арабскому договору, воссоединилась с Арменией.
  6. На территории современной Армении многочисленные стелы известны в областях Лори и Тавуш (историческая область Гугарк), а также в Шираке (историческая область Айрарат, центральная Армения), часть земель которого после событий 1915 г. перешла Турции. На территории Грузии стелы в большом количестве обнаружены в Квемо-Картли и Джавахети (историческая область Гугарк) и в относительно малом количестве — в Шида-Картли (исторический Картли, центральная Грузия).
  7. Датировка каменных стел имеет обобщенный характер и в пределах данной статьи не является первоочередной. Отметим лишь, что ни одна из стел не имеет точной датировки, так как на них отсутствуют со- ответствующие надписи. Армянские исследователи датируют стелы V‒VII вв., грузинские — VI‒VII вв., а отдельные образцы — даже более поздним временем: VIII‒IX вв. В целом, исследователи единодушны в том, что временем появления этих памятников был период до арабских завоеваний.
  8. Четырехгранные стелы дошли до нас с частичными потерями, однако о присутствии венчающего креста можно судить по углублениям внутри верхней части капители, имеющимся на многих фрагментах.
  9. Стелы Одзуна: высота — 4,2 м, площадь сечения — 33 х 33 см. Фрагмент стелы из Хандиси: высота сохранившегося фрагмента — 78 см, площадь сечения — 16,5 х 17 см.
  10. Материал, который использовался для стел Гугарка и Картли, относительно мягкий. Это, как правило, фельзитный туф. Данное обстоятельство имеет важное значение, так как объясняет сравнительно более тщательную обработку поверхности стел этой группы по сравнению со стелами из Ширака (центральная Армения), изготовленными, большей частью, из крупнозернистого туфа и более твердой горной породы — андезита.
  11. Подобная туника встречается как на некоторых грузинских стелах, так и на армянских стелах, происходящих из Гугарка и Ширака. Кроме того, в такого рода туники облачены донаторы, представленные на главном портале Мренского собора (639‒640 гг.), а также ктиторы на рельефах мцхетского Джвари (40-е гг. VII в.).
  12. Изображение Христа на одзунской стеле сегодня почти утрачено. Однако самые ранние описания одзунских рельефов, когда памятник был еще в относительно хорошем состоянии, помогают мысленно восстановить утраченные сцены.
  13. Раннесредневековую скульптуру Армении исследователи условно делят на две стилистические группы, из которых так называемый «линейный стиль» Л. Азарян локализует в пределах Ташир-Дзорагета (исто- рический Гугарк). Однако в свете новых исследований стало очевидным, что это направление охватывает более широкий регион в пределах Закавказья, объединяя памятники Гугарка, Картли, а также частично Ширака (Мрен, Мастара, Пемзашен) — провинции, граничащей с Гугарком.
  14. Скульптурная модель храма-базилики, являющаяся одной из отличительных черт стел Гугарка и Картли, символизирует главную христианскую святыню — храм Гроба Господня.
  15. Историческая область Гугарк по античным источникам известна как «Гогарене».
  16. Единственная работа, где такой подход получил развитие, совместная монография Ж. М. Тьерри и П. Донапетяна.
  17. По мнению К. Мачабели, «раннехристианские стелы (на территории Грузии. – А. З.) должны рассматриваться лишь как возникшие на древнейших национальных корнях памятники грузинского искусства».
  18. Селение Брдадзор (Бурдадзор) находится в Квемо-Картли, у армяно-грузинской границы и сохраняет свой исторический и этнический топоним (Брдадзор переводится с армянского как берд — крепость и дзор — ущелье).
  19. Селение Техут находится в области Тавуш, в раннехристианский период входило в провинцию Дзорапор области Гугарк.
  20. Селения Качагани, Кохб и Техгут сосредоточены в восточной окраине исторического Гугарка, а расстояния между ними составляет от 20 до 30 км.
  21. Размеры: диаметр — 23 см, толщина — 3,7 см. Это единственный каменный диск, из найденных в регионе, который, по мнению исследователей, вкладывался в специальное углубление в средокрестии больших мемориальных крестов, размеры которых доходили до 2 м и более.
  22. Считаем важным отметить, что Р. Шмерлинг датирует стелу из Усанети VII в. или рубежом VIII в.
  23. Мцхета — древняя столица Грузии, один из ее главных духовных центров. В раннесредневековый период Мцхета находилась на границе Внутренней (Шида) и Нижней (Квемо) Картли.
  24. Об общности композиций двух напольных мозаик впервые было заявлено С. Тер-Нерсесян.
  25. Известно, что в 608 г. произошел раскол Грузинской и Армянской церквей, последовавший за упразднением Персией халкидонитского (православного) католикосата в Аване. Однако очень скоро, после триумфальной победы Ираклия и возвращения Святого Древа, в Армении халкидонитство стало господствующим вероисповеданием, и в этих условиях так называемый «раскол» носил лишь формальный характер. Окончательный же разрыв Армянской церкви с Грузинской произошел на Маназкертском соборе в 726 г. в условиях полного господства арабов.