Е.А. Петухова (СПбГУ)
Жюль Шере и «Les Maîtres de l’affiche»1
Афиша – термин вполне современный, повседневный и говорящий сам за себя. Но при рассмотрении данного понятия в контексте графических искусств мы в первую очередь соотносим его с предыдущей эпохой, а именно, временем, когда плакат появился на улицах, расцветив их всей существующей палитрой красок и сделав искусство еще более доступным, отвечающим развитию современной жизни. Рождение этого вида искусства произошло во второй половине XIX столетия с полным утверждением хромолитографии и появлением на улицах многочисленных плакатов, приглашающих посетить концерты в знаменитых увеселительных заведениях, многочисленные празднества и другие события бурной городской жизни. Расцвет этого вида искусства во Франции – "прекрасная эпоха"2, настолько быстро менявшая мир, что именно афиша могла ухватить и отразить эти новации, изменения и достижения столь же ярко и быстро.
Последнее десятилетие XIX в. объединило искусство с индустрией, породив плакат рекламного типа, который не просто отражал промышленное и торговое развитие эпохи, но и поднялся на высокий художественный уровень, будучи создаваемым ведущими мастерами своего времени. Именно в этот период появляется столь универсальное художественное произведение, являющееся одновременно и отзвуком происходивших изменений, и искусством, доступным любому человеку, и вместе с тем предметом достойным коллекционирования. Последнее качество захватило французское общество второй половины 1890-х гг., породив явление афишемании. Однако плакаты хорошего качества далеко не всегда доставались собирателям, не говоря уже об их ограниченном тираже. К тому же, мастера других стран, таких как Англия и Америка, уже были хорошо известны коллекционерам, благодаря многочисленным художественным журналам, публиковавшим на своих страницах копии известнейших работ. Иные традиции, новые художественные решения интересовали публику, которая хотела бы иметь у себя лучшие образцы в целом быстро развивающегося мирового плакатного искусства. Выходом из сложившейся ситуации стало появление нового издания, собравшего в себе лучшие афиши последнего десятилетия XIX века.
С 1895 по 1900 гг. в Париже выпускается серия уменьшенных копий популярных плакатов в технике литографии, получившая название «Les Maîtres de l’affiche»3. Данное издание было предназначено для всех любителей и собирателей современных, постоянно появлявшихся работ самых известных и различных мастеров. Идея выпуска, а также художественное и техническое руководство над серией в течение этих пяти лет принадлежали художнику Жюлю Шере, который вошел в историю искусства под именем «отца плаката». Этот мастер был прекрасным живописцем, технически подкованным графиком и умелым предпринимателем, вполне преуспев во всех этих областях. Его работы стали школой для практически всех современных ему мастеров дизайна. Таким образом знакомство с «Les Maîtres de l’affiche» не представляется возможным без рассмотрения личности Шере и его художественных исканий.
Творчество Жюля Шере в своем развитии прошло значительную эволюцию, приведшую его стиль к тем принципам, которые его наиболее прославили. Однако к 1889-1890 гг. Шере уже был на пике своей славы, и последующее десятилетие стало последним в его деятельности как мастера плаката: первые тридцать лет ХХ в. он почти полностью посвятит живописи и пастелям. Таким образом, говоря о творчестве Шере, нельзя забывать о периоде, предшествующем «золотым годам» становления и развития плаката. Художественные поиски, происходившие с конца 1850-х до начала 1890-х гг., определили не только стиль самого мастера, но и облик плаката эпохи модерна. Художник прошел путь от живописи и графики с романтизированной интерпретацией сюжета в античных формах к афише, по-карикатурному острой, впитавшей дух современных ему оперетт, цирковых представлений и, конечно, опыт предыдущих великих эпох и мастеров.
Отмечая основные вехи в творчестве Шере, нужно особо выделить шесть лет, проведенные им в Лондоне с 1859 по 1866 г., где мастер плодотворно и активно работал, в том числе сотрудничал с косметической формой Эжена Риммела. Этот факт отмечается в исследованиях: «Риммел не только нанял Шере для создания этикеток для духов, но познакомил с ведущими европейскими художественными центрами и дал ему капитал для открытия печатных фабрик в Лондоне и Париже. Также важно, что он обучил Шере принципам дизайна Королевского Общества Искусств. Один из них гласит: «Дизайн должен совпадать с целью предмета»4. Вернувшись в Париж, Шере в своих работах переходит к более реалистической трактовке сюжетов. Стремясь показать суть рекламируемого предмета или события, он использует образы героев театральных сценок и цирковых артистов, чьи роли и амплуа еще более заостряются с помощью карикатурных форм.
Творческий метод художника представляет собой определенную схему, по которой создавались все его произведения. Основой практически каждого плаката Шере является женский образ. Так называемая «шеретка» прославила не только мастера, но и вдохновила многих его последователей. Этой излюбленной моделью была датская актриса и танцовщица Шарлотта Вье, портрет которой описывают исследователи: «Она появляется в плакатах Шере безудержно счастливой, танцующей, смеющейся и беззаботной»5. Художник умело адаптировал этот образ практически для любого рекламируемого события или предмета, сделав свою «шеретку» подлинным символом эпохи. На одном из самых знаменитых рекламных плакатов – для сигаретной бумаги «Жоб» – она предстает практически символом эмансипированной женщины конца XIX в. (Илл. 1). Этой афишей 1889 г., ставшей очень популярной, Шере открыл череду заказов от компании художникам-плакатистам. Такие мастера как Жорж Меньер, Альфонс Муха подхватили этот удачный образ, представив его в собственной творческой интерпретации. Здесь же перед нами молодая девушка в ярком желтом платье, стоящая вполоборота, с кокетством поглядывающая на зрителя и выпускающая сигаретный дым, который будто бы облаком окутывает ее фигуру. Композиция идеальна, в ней нет ничего лишнего. Колористическое решение также совершенно гармонично. Как известно, Шере работает с помощью четырех камней. В данном случае: желтый, синий, красный цвета и кроющий четвертый. Желтый на синем, яркие красные буквы – все это работает на создание динамичного запоминающегося образа. Закругленные линии, рисующие силуэт, продолжены в оформлении шрифта букв, они будто бы вторят закручивающемуся по спирали движению внутри плакатного пространства. Вертикальный формат афиши напоминает панно, что всегда будет присуще работам Шере. Таким образом, художник создал не только эффектный образ, но работу, содержащую основные черты модерна. Однако, практически все плакаты Шере 1890-х гг. – наиболее блестящего периода творчества мастера – имеют схожие принципы построения и могут быть проанализированы по аналогичной схеме. Например, афиша для «Саксолейн» - компании по производству масла для ламп, чье сотрудничество с Шере было довольно продолжительным. Динамичная женская фигура с зажженной лампой в руках будто бы находится в неком круговороте. Волосы женщины развеваются, ее поза излучает уверенность. В этой рекламе художник представляет довольно интересную интерпретацию образа парижской домохозяйки конца столетия: именно таков образ данной рекламы. Колористическая схема идентична предыдущему варианту, нижнюю часть листа пересекает текст.
Примером многофигурной композиции у Шере могут служить афиши, анонсирующие различные увеселительные места и мероприятия. На протяжении 1890-х гг. художник сотрудничал с современной Оперой Гарнье. Каждый год мастер создавал плакат, объявляющий о ежегодном зимнем бале-маскараде. Рассмотрим работу 1897 г. На первом плане вновь предстает знаменитая «шеретка» в желтом платье с веером в руке, сидящая на столе, но будто бы приглашающая к танцу. Рядом – букет цветов, позади – другие участники праздника: джентльмены в шляпах, персонаж в костюме клоуна. Образ производит по-настоящему радостное впечатление. Перед нами опять закручивающееся пространство, вневременное действие и привычная колористическая схема. Женский образ в любом случае главенствует.
Необычные элементы и решения появлялись в заказных плакатах для другого рода событий. Шере выполнил две работы для Общества помощи семьям, пострадавшим от кораблекрушений. Плакат 1890 г. представляет собой целую историю семьи моряка, проводившей его в море и потерявшей в результате кораблекрушения. Афиша построена на основе черного, серого и коричневого оттенков в знакомой манере художника. Тем не менее, реалистическое изображение персонажей кажется достойным внимания. Интересной деталью является текст рекламируемого события: он занимает нижнюю часть листа и нисколько не акцентирует на себе внимание. В данном случае изображение говорит само за себя, посылая зрителю просьбу о помощи.
Обзор выбранных работ ставил своей целью продемонстрировать определенные творческие каноны Жюля Шере. Найденный им женский образ является доминирующим в его работах на протяжении 1890-х гг. Характерные черты «шеретки» стали знаковыми для самого художника. Цветовая гамма чаще всего одна и та же. Практически всегда используются красный или синий цвета для написания слов текста. Их расположение на листе может быть различным, но всегда обращает на себя внимание. Эта особенность присуща плакатному творчеству некоторых учеников Шере, а также афишам Тулуз-Лотрека, который еще более развивал данный элемент: например, с помощью троекратного повторения.
Значение работ Жюля Шере для плакатного искусства всегда будет рассматриваться как определяющее. Его творческие принципы однозначны, даже несколько схематизированы, но именно они создали образ афиши уже в ее новейшем значении. Декоративно-аллегорический стиль мастера стал ключом для множества последующих живописных явлений, став одной из основ эры известной как «прекрасная эпоха» и передав ее художественный дух. Однако не менее важной составляющей успеха оказалась и разработанная Шере стратегия развития и продвижения искусства плаката.
В 1866 г., вернувшись из Лондона, Жюль Шере основывает собственную типографию, оснащенную огромным печатным прессом, привезенным из Лондона. Это был не первый коммерческий опыт художника. В первой половине 1860-х гг. он открывает предприятие в Лондоне, просуществовавшее до 1869 г. Дальнейшее же развитие французского отделения было таковым: в 1881 г. Шере передал часть своего предприятия издательству Шекс. Следующие девять лет он посветил созданию афиш в собственном ателье, при этом осуществляя художественное руководство типографией.
В 1889 г. художник получает золотую медаль на Всемирной выставке, в том же году проводится большая ретроспектива его работ. В 1890 году Шере становится кавалером ордена Почетного легиона в звании «творец индустриального искусства». Эти события весьма важны для понимания места мастера в бурном развитии искусства его эпохи.
К началу 1890-х гг. печатное издательство художника процветало и работало в полную силу. В 1890 г. печатное отделение и художественная студия были объединены под одной крышей и одним названием – типография Шекс6. Именно здесь про проекту и под руководством Шере начали печатать ежемесячную серию «Les Maîtres de l’affiche», представившую собой подборку самых известных плакатных творений своей эпохи. Мастер лично отбирал плакаты и приглашал художников для создания специальных листов и обложки издания. Кроме того, он является самым публикуемым автором – в каждом выпуске первый эстамп представлял его афишу.
Серия «Les Maîtres de l’affiche» ежемесячно выпускалась с декабря 1895 по ноябрь 1900 г. и насчитывала 60 выпусков. Каждый месяц подписчики получали четыре несброшюрованных листа, которые назывались «мэтрами» и представляли собой уменьшенные копии самых известных афиш 1890-х гг. Кроме того, для имевших годовую подписку было выпущено 16 «специальных листов», которые являлись эксклюзивными авторскими литографиями известнейших мастеров. Всего за пятилетнее существование серии было выпущено 240 «мэтров» и 16 «специальных листов». Можно было купить выпуски отдельно без подписки, а также в конце каждого года выпускалась подшивка со всеми листами за прошедшие 12 месяцев в специальной обложке, дизайн которой создал Поль Бертон, один из мастеров афиши, также представленный в этой серии. Цена по подписке составляла 27 франков в год, а отдельный выпуск стоил 2,5 франка.
Кроме того, каждый лист серии оформлялся особым образом. В левом нижнем углу находился порядковый номер, и по кромке шла надпись «типография Шекс». В правом нижнем углу – особый печатный знак: сидящая, элегантно одетая дама, на лице которой улыбка, своим жестом приглашает нас полюбоваться плакатами. К тому же, данный рисунок появлялся на обложке каждого отдельного выпуска.
Каждый лист серии печатался на качественной и плотной бумаге, что являлось большим плюсом для любителей и коллекционеров афиши. Размер всегда был одинаковым – 29 х 40 см, он был гораздо меньше оригинального. В итоге эти факторы сыграли в пользу «Les Maîtres de l’affiche»: набор небольших качественных эстампов стоил столько же, сколько оригинальный плакат. И умелые коллекционеры выбирали первый вариант. Афиши в это время, несмотря на всю свою популярность и несомненные художественные достоинства, печатались на дешевой газетной бумаге, а их большой размер создавал некоторые неудобства для их собирания. Поэтому ведущие художественные, газетные и журнальные издания печатали на своих страницах уменьшенные копии, выпускали специальные приложения с повторениями известнейших плакатов. Создатель «Les Maîtres de l’affiche» пошл дальше и соединил все возможные преимущества.
Невероятное количество ярких художественных имен, представленных в серии, отмечается в единственной монографии, посвященной рассматриваемому изданию: «Из более чем 96 мастеров, представленных в «Les Maîtres de l’affiche», некоторые были выдающимися художниками и мастерами плаката на различных этапах их карьеры: Тулуз-Лотрек, Боннар, Грассе, Валлоттон. Другие были иллюстраторами и карикатуристами рассматриваемого периода, также известными коллекционерам: Форен, Каран Д'аш, Ибельс, Буте де Монвель, Леандр. Но среди них были и те, чьи имена у нас ассоциируются с понятием “плакат”, первооткрыватели, покорившие новое общество: Шере, Муха, Стейнлен, Беггарстафф, Грассе, Пенфилд, Перриш, Бредли, Херди… список может продолжаться бесконечно»7. Такая классификация может быть спорной, но в любом случае, она отмечает наиболее известные имена и показывает интернациональность этого проекта. К тому же вполне объяснимым выглядит то, что вместе с отмеченными именами художников, которые можно определить как первый круг, должен существовать и второй. К нему относятся мастера сравнительно не столь сильные и яркие в области искусства плаката, но в целом известные в афишном творчестве 1890-х гг. Среди них мы можем отметить Фредерика-Огюста Казальса, Люсьена Мейтиве, Этьенна Моро-Нейлатона, имевших опыт работы с различными периодическими изданиями и коммерческими предприятиями. При этом перечень имен представляется действительно внушительным и является слишком широким для полного его воспроизведения в рамках данной работы.
Кроме того, на основе материала серии «Les Maîtres de l’affiche» мы получаем возможность ознакомиться с единичными плакатными работами известных мастеров живописи. Пьер Пюви де Шаванн, Морис Дени, Феликс Валлоттон работали в афише. Рассмотрение их произведений дает возможность увидеть применение чисто индивидуальных приемов художников в непривычной для них области, а также и попытки разработать что-то новое. Однако, несмотря на значимость этих имен, мы не можем с абсолютной уверенностью причислять их работы к авангарду плакатного искусства 1890- гг.
Приоритет французской школы среди листов «Les Maîtres de l’affiche» является неоспоримым фактом, доказывающим, к тому же, ее главенствующее положение в плакатном искусстве 1890-х гг. Однако нельзя забывать, что другие страны также представлены в издании и расширяют тем самым наше представление об афише рубежа веков. В целом, факт создания и выпуска столь широкомасштабной серии художником, который определял вкус и моду своего времени, стоит рассматривать как большое достижение и интереснейшее явление. Облик издания «Les Maîtres de l’affiche» и его существование определялись именно Жюлем Шере, чье творчество положило начало новой области искусства, отразившей многие значимые процессы художественной жизни рубежа веков как нельзя полно и удачно. Представление и рассмотрение творчества одного из величайших мастеров плаката и истории его проекта кажется достойным дополнением к изучению искусства конца XIX века, где афиша занимает свое важное место.
«Les Maîtres de l’affiche» дает нам возможность представить себе развитие плакатного искусства на самом его пике – с 1890 по 1900 гг. 1900 год стал не только годом окончания публикации рассматриваемого издания. Эта дата может считаться завершением «первого» этапа развития искусства афиши. С начала ХХ в. Жюль Шере переключается на живописные работы, в 1901 г. умирает Анри де Тулуз-Лотрек – мастер, совершивший подлинный переворот в плакатном искусстве. Мы больше не встретим афиш Пьера Боннара. Теофиль Стейнлен все больше отходит к остросоциальному, политическому искусству, в том числе и в области афиши. Продолжает работать Альфонс Муха, но его произведения являются повторениями блестящих идей 1890-х гг. Конечно, появляются новые мастера, но их работы уже сильно отличаются от рассматриваемого десятилетия. В целом, плакат 1890-х гг. может рассматриваться как отдельное замкнутое явление со своими событиями, свершениями и закономерностями, обнаружить, изучить и систематизировать которые в полной мере позволяет материал, представленный в «Les Maîtres de l’affiche».