Содержание материала

 

Ссылки.

  1. На территории Армении в результате археологических работ и в виде случайных находок было обнаружено несколько сотен сасанидских монет, примерно 100 сасанидских гемм (29 из которых хранятся в Государственном Эрмитаже, остальные — в Музее истории Армении) и 3 серебряных блюда (одно хранится в Государственном музее Грузии, два — в Берлинском музее). Эти находки были исследованы русскими и армянскими специалистами [6, с. 6; 9; 26, с. 200‒216, 248‒299].
  2. Сасанидские ленты восходят к античным диадемам — символам победы и власти, которые проникли в искусство Сасанидов через эллинизированную парфянскую культуру. Мотив крыльев был широко распространен в древневосточном и античном искусстве в виде крылатого солнечного диска или различных крылатых божеств и животных, где крылья обозначали принадлежность данного образа небесной, божественной сфере. Изображение ассирийского крылатого бога Ашшура было перенято в конце VI в. до н. э. царем Дарием I для изображения верховного бога Ахеменидской империи Ахура-Мазды, ассирийские крылатые гении так же являются прообразами ахеменидских четырехкрылых гениев, изображенных на пропилеях Пасаргад [14, с. 96].
  3. Необходимо отметить, что античные ленты-диадемы прошли отдельный путь развития в Византии, где по римскому обычаю изображались завязанными на победных венках, а в виде повязок — «тороки», на головах ангелов.
  4. Датировка раннехристианских стел и мемориальных колонн Армении достаточно условна, и по этому поводу в литературе имеются различные мнения.
  5. Руины города находятся в Араратском районе Республики Армения, в 35 км южнее Еревана. Двин был основан в 30-х гг. IV в. царем Хосровом Котаком из династии армянских Аршакидов. После падения династии в 428 г., Двин стал центром марзпанской Армении, где была резиденция наместника сасанидского шахан-шаха [8, с. 5‒7].
  6. Та же птица являлась одновременно и воплощением Хварны — царской удачи и славы, которая в текстах Авесты и в поэме Шах-Наме отлетает от героев и царей, которые отрекаются от праведного пути [1, с. 377, 467].
  7. Хварена (среднеперс. Фарн, Фарр), обозначающая харизму, божественную сущность, имела несколько воплощений в образе козла, хищной птицы и т. д., а также изображалась в виде кольца — венца власти, передававшего понятие божественной сущности власти царя [1, с. 377, 467].
  8. Голуби с кольцами-венками в клювах известны на ряде армянских стел VI‒VII вв. из Аруча, Кохба и т. д., где ими венчают святых или Богородицу, а на стелах из Кармракара и Талина такие же венки держат в руках ангелы над головами Богоматери с младенцем и над Христом. Известно, что голуби являлись символами Св. Духа, а венки или кольца указывали на божественность венчаемого образа. На кубовидной капители из Апарана имеется изображение Кинокефала (св. Христофора ?) с кольцом в левой руке [34, с. 142, ил. 82]. Кольца-венки на армянских стелах можно сопоставить с венцом власти — Фарном — в сценах инвеституры в сасанидском искусстве, где они имеют сходную символику (см. прим. 7).
  9. Павлины еще с античности считались бессмертными существами и в христианстве символизировали вечность Божьего царства. Тема павлинов по сторонам центрального священного предмета, была широко распространена в христианском искусстве: они имеются на раннехристианских мозаиках, на страницах армянских рукописей [35], на византийских мраморных плитах X‒XIII вв. [20, с. 35‒41, ил. 15‒19] и т. д.
  10. Цветок лилии был довольно распространенным мотивом в сасанидском искусстве, в частности, изображался на стуковых декоративных плитах, на геммах и т. д.
  11. По мнению некоторых исследователей, на данном сосуде изображены мальчики или юноши, см.: [38].