Содержание материала


Ссылки.

  1.   Пауль Э. Поддельная богиня. М., 1982. С. 7.
  2.   См. Cook R.M. Greek painted pottery. Routledge, 1997. P. 275-312.
  3.   Jenkins I., Sloan K. Vases & volcanoes: Sir William Hamilton and his collection. London, 1996. P. 52.
  4.   Vickers M. Value and simplicity: eighteenth-century taste and the study of Greek vases // Past & present. 1987. № 116. P. 114-115.
  5.   Ramage N.H. Sir William Hamilton as collector, exporter, and dealer: the acquisition and dispersal of his collections // American journal of archaeology. 1990. Vol. 94, №. 3. P. 474;
  6.   D’Hancarville P.-F. Antiquités étrusques, grecques et romains, tirées du cabinet de M. William Hamilton. 4 vols.  Naples, 1768-1776.
  7.   Hamilton W. Collection of engravings from ancient vases mostly of pure Greek workmanship, discovered in sepulchers in the Kingdom of the Two Sicilies but chiefly in the neighbourhood of Naples during the couple of years 1789 and 1790, now in possession of sir W. Hamilton. 2 vols. Naples, 1791-1795.
  8.   Цит. по: Jenkins I. Adam Buck and the vogue for Greek vases // The Burlington magazine. 1988. Vol. 130. № 1023. P. 452.
  9.   Винкельман И.И. История искусства древности. СПб., 2000. С. 97, прим. 91.
  10.   См. Mango E. Vasos all’antica (finales del siglo XVIII – mediados del XIX) // El vasogriego y susdestinos. Madrid. 2004. P. 237-244.
  11.   К примеру, в июле минувшего года на аукционе Christie’s были проданы четыре имитации, произведенные в XX в. на фабрике Б. Джустиниани в Неаполе (см.: Christie’s. 31 July 2011. Sale 7087, London, South Kensington (The Sunday sale). Lots 64-67).
  12.   Birch S. History of Ancient Pottery: Greek, Etruscan and Roman. London: 1858. P. 180.
  13.   В музее Виктории и Альберта хранится гидрия инв. 4771-1859, сделанная в Неаполе в 1830-1840-х гг. по оригиналу из второй коллекции У. Гамильтона, опубликованному М.В. Тишбейном (Hamilton W. Collection of engravings… Vol. I. 1791. Pl. 2.)
  14.   Шувалова О.М. Реставрация античной керамики из коллекции маркиза Кампана (по материалам Эрмитажа) // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 110. СПб., 2009. С. 2.
  15.   См. пример: Пауль Э. Поддельная богиня... С. 190-191. О реставрации см. также: Букина А.Г., Шувалова О.М. Реставрация и атрибуция чернофигурной ольпы из коллекции Маркиза Кампана // Сообщения Государственного Эрмитажа. Т. LXIX. СПб., 2011. С. 36-48; Петракова А.Е., Борисова В.Н. Кратер с кораблями из собрания Эрмитажа. К вопросу о важности научной реставрации для атрибуции памятников античной вазописи // Сообщения Государственного Эрмитажа. Т. LXIX. СПб., 2011. С. 49-64.
  16.   Чертков А.Д. Воспоминания о Сицилии. М., 1836. С. 158.
  17.   Ашик А.Б. Воспорское царство с его палеографическими и надгробными памятниками, расписными вазами, планами, картами и видами. Т. III. Одесса, 1849. С. 6.
  18.   Там же.
  19.  Лишь в 1942 году Т. Шуманну удалось получить экспериментальным путем современный черный лак (см.: Noble J.V. The Techniques of painted attic pottery. New-York, 1965. P. 44).
  20.   Энциклопедический лексикон. Т. VIII. СПб., 1837. С. 45. Так, на донце хранящегося в ГМИИ им. А.С. Пушкина чернолакового блюдца инв. II, 1, б, 577 (ранее – в РНБ, затем – в ГЭ, см. Stephani L. Die Vasen-Sammlung der Kaiserlichen Ermitage. Sankt Petersburg, 1869. S. 178. № 1445) процарапано поддельное изображение маски. Автор выражает глубокую признательность хранителю собрания ваз и памятников из драгоценных металлов ГМИИ им. А. С. Пушкина О.В. Тугушевой за предоставленную возможность ознакомиться с этим сосудом и относящимися к нему хранительскими документами.
  21.   Там же.
  22.   Штерн Э. О новейших подделках в области керамики на юге России // Записки Одесского общества истории и древностей. 1897. Т. 20. С. 41.
  23.   Вопрос о подлинности самих сосудов остается открытым – для его дальнейшего обсуждения требуется проведение термолюминесцентного анализа.
  24.   Нерубенко И.П. Коллекция краснофигурной керамики в Курском областном краеведческом музее // Античные коллекции из раскопок Северного Причерноморья. М., 1994. С. 97-100. Рис. 1-3, 6-9, 10-11.
  25.   Там же, С. 98.
  26.   Шталь И.В. Из дискуссии к: Нерубенко И.П. Коллекция краснофигурной керамики… С. 100.
  27.   Там же. С. 101.
  28.   Там же.
  29.   Там же. С. 102. В качестве примера подобной записи, абсолютно не совпадающей с подлинной росписью, мы можем привести керченскую пелику из Моравского музея в Брне инв. № 325 (Boháč J.M. Kerčské vázy se zřetelem k památkám v československých sbírkách. Praha, 1958. S. 71-75, 157. Obr. 33-35.)
  30.  Ашик А.Б. Воспорское царство... Р. II (С. 12-15); Р. VIII (С. 20-22); Р. XI (С. 23-24).
  31.   Изображения мистов отсутствуют среди рисунков ваз, опубликованных у А.Б. Ашика.
  32.  Ашик А.Б. Воспорское царство... Р. XIII (пантера), Р. XCVI (лев) (?)
  33.   Там же. Р. VIII. С. 20-22; Schefold K. Untersuchungen zu den Ketscher Vasen. Berlin und Leipzig, 1936. S. 47. № 429.
  34.  Ашик А.Б. Воспорское царство... Р. II.С. 12-15; Schefold K. Untersuchungen zu den Ketscher Vasen... S. 19. № 155.
  35.  Ашик А.Б. Воспорское царство... Р. XI. С. 23-24; Schefold K. Untersuchungen zu den Ketscher Vasen... S. 45. № 397.
  36.  Шталь И.В. Из дискуссии… С. 100.
  37.   Там же.
  38.   Там же. С. 102.
  39.   Вдовиченко И.И. Античные расписные вазы из Крымских музеев. Симферополь, 2003. № 49. С. 89. Там же описан поддельный килик инв. КП-1052, А-626 (№ 50).
  40.   Нерубенко И.П. Коллекция краснофигурной керамики... С. 97.
  41.   Нейхардт А.А. Послесловие к: Пауль Э. Поддельная богиня… С. 222.
  42.   Бертье-Делагард А.Л. Подделка греческих древностей на юге России // Записки Одесского общества истории и древностей. 1896. Т. 19. С. 42-43.
  43.   Штерн Э. О подделке предметов классической древности // Журнал Министерства народного Просвещения. Часть. 308. 1896. С. 131.
  44.   Там же.
  45.   Штерн Э. О новом способе подделки античных расписных ваз // Записки Одесского общества истории и древностей. 1906. Т. 26. С. 5. В ГЭ хранятся негативы, на которых зафиксирована пелика, украшенная похожей поддельной росписью (две женские головы напротив друг друга). Как сообщается в описи (см.: Опись негативов Отдела античного мира. Л. 94. № 1498, № 1499), этот сосуд из собрания г-жи Пушкиной был предложен Эрмитажу 10.07.1919, но не был куплен.
  46.   Кроме вышеупомянутых, еще одна пелика с поддельной росписью находится в Казани (Шталь И.В. Из дискуссии… С. 100; Бугров Д.Г., Бугрова Н.А. Коллекция античной расписной и чернолаковой керамики в собрании Государственного объединенного музея республики Татарстан // Вестник древней истории. 2001. № 2. С. 204-205. Рис. 4.)
  47.   Бильвина О.Л. Частное коллекционирование произведений античного искусства в России (вторая половина XIX – первые два десятилетия XX в.). Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения, защищённая в РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2007. С. 32.
  48.   Там же. С. 62.
  49.   Так, указывая на наличие поддельных керченских ваз в одной частной коллекции в Киеве, Э. фон Штерн отметил: «сюжеты изображений на них различные, но подделки так явны, так грубы, что не знаешь, чему более удивляться: неопытной ли руке их изготовителя, или неопытному взгляду их покупателя». (Штерн Э. О новом способе подделки… С. 5.)
  50.   Шталь И.В. Из дискуссии… С. 101.