Print

Ещенко Александра Александровна
Софийский кафедральный собор, Великий Новгород

Поэтика духовного и светского в творчестве петербургского художника Вика

Проблемы Бытия волнуют любого мыслящего человека. Наверное, каждый философ, писатель, режиссер, художник в своих творческих исканиях размышляет на эту тему, реализуя свой талант, данный Богом. Изначально в истории человечества стремление найти и осознать свой личный духовный мир, выражая этот поиск словом, музыкой или красками, сопровождало творение определенного образа.
Образ Сына Божьего, Мессии, которого ждало человечество, всегда является протагонистом в истории изобразительного искусства - от православных икон до работ художников ХХI века.
Особенно явно эта проблематика стала проступать в ХIХ столетии, в эпоху духовно-нравственных исканий общества: русские живописцы А. Иванов, Н. Ге, И. Крамской, В. Поленов в своих полотнах представляли зрителю каждый своего Посланника Всевышнего, наделяя Его своими личными думами и психологизмом.
Этой же проблематикой пронизано и творчество современного художника Вика (В. Ю. Забелина). Уже в его работах раннего периода можно встретить сюжеты, связанные с размышлениями о Божественной проповеди.
Но для живописца, который мучительно пытался решить проблему Бытия, тема христианской духовности приобрела иное значение после знакомства с архимандритом Алипием, наместником Псково-Печерского монастыря. Это был незаурядный человек, который стал «фундаментом» для многих людей сложной эпохи кон. 1960 ‒ нач.1970 гг. Именно благодаря отцу Алипию, многие начинающие художники получили колоссальную духовную поддержку и вступили на тернистую дорогу православного спасения. В дальнейшем Вик вместе с друзьями С. Сергеевым, А. Исачевым, В. Трофимовым создал творческую группу «Алипий».
Полотна Вика отличаются поразительной смелостью. Художник берется, казалось бы, за банальные, но на самом деле вечные темы. В отличие от иконы, принцип которой заключается в единстве образа и символа, живопись Вика построена на расщеплении этого единства и свободном движении двух элементов. Уникальностью его композиционных решений является и то, что мастер показывает на одном полотне все то, что относится к предмету изображения.