Print

Ярмош Анастасия Сергеевна
СПбГУ

Проблемы интерпретации сюжетов древнескандинавского эпоса и мифа в росписи шведского фарфора середины – второй половины XIX века


В середине – второй половине XIX века в искусстве фарфора стран Скандинавии возникает оригинальное и самобытное явление. Ключевые для данного региона фарфоровые мануфактуры, а именно Королевская фарфоровая мануфактура Копенгагена (Дания), мануфактуры Рёрстранд и Густавсберг (обе — Швеция), обращаются к мотивам и образам скандинавского эпоса и мифа, воспроизводя их на своих изделия. Обращение к героям и сюжетам скандинавской мифологии как явление безусловно спровоцировано интенсивно развивающейся в это время традицией историзма. Интерес к образам прошлого – характерная черта этого направления.
Особую роль сыграли мастера шведского фарфора, привлекшие не только известные сюжеты о плывущих на кораблях воинах-викингах, о подвигах героев (Сигурда, Вёлунда, Хельги и других), но и использовавшие орнаментальные традиции этого региона. За основу построения орнаментальных лент в росписи фарфора  художники Густавсберга взяли известные конструкции, встречающиеся в декоративном оформлении оружия, ювелирных изделий и керамики IX–XII вв. Однако, как показал анализ, шведские мастера привнесли в этот орнамент новые мотивы и детали, характерные для традиции росписи фарфора в XVIII–XIX вв. Также, характерной чертой шведских фарфоровых предметов этого времени стало уподобление формам древней керамики (домашней утвари).
Новое прочтение известных форм, а также образов и сюжетов, почерпнутых из народной традиции этого региона, позволило шведским мастерам в середине – второй половине XIX века создать оригинальные и яркие предметы, ставшие убедительным примером успешного использования принципов историзма в искусстве фарфора.