Печать

Аббасова Галина Эльбрусовна
МГУ имени М. В. Ломоносова; ГМИИ им. А. С. Пушкина


Свет и цвет в творчестве художников Узбекистана 1920–1930-х гг.


Одним из определяющих факторов в живописи художников Узбекистана является солнечный свет. Разнообразие световых интерпретаций (как в техническом, так и в смысловом отношении) в живописных полотнах и графических листах мастеров этого региона порождает соответствующую постановку проблемы: роль света, а через него и цвета в творчестве художников Узбекистана 1920–1930-х гг.
Живописцем солнечного света называют П. П. Бенькова, воспитавшего целую плеяду художников Узбекистана. В его полотнах свет рассеянный, разложенный на цветовой спектр, «растворяющий» предметы и пространство, стирающий четкие контуры и грани, цветные тени; цвет выступает как неразрывное единое со светом. В полотнах П. П. Бенькова, как и в работах импрессионистов, очевиден интерес к изменчивости света. Ему свойственен легкий, артистичный мазок: то широкий, размашистый, там, где солнце освещает поверхность без преград, то мелкий и дробный — там, где солнечный свет сталкивается со сложной цветовой преградой, наподобие изразцовых узоров архитектуры или пестрых восточных халатов. В итоге, почти возникает осязаемая передача световоздушной среды: полуденного зноя, вибрирующего раскаленного воздуха или же утренней прохлады, холодного солнечного света, стелющегося по промерзшей земле.
Иное восприятие света было присуще А. Н. Волкову, его можно выразить в краткой формуле: свет как цвет. Работы А. Н. Волкова отличают взаимопроникновение цвета и формы, продуманное сочетание композиционного и цветового ритма. В полотнах художника встречаются разнообразные по форме, размерам и фактуре цветовые поверхности, входящие в сложное взаимодействие друг с другом. Острые или сглаженные грани кубистических форм усиливают или, напротив, приглушают звучание цвета. Конструкция картин А. Н. Волкова порой напоминает о конструкции витража — сотни ярких цветных стекол, преломляющих солнечный свет, преображающих его в чистый цвет. Как и в средневековых витражных композициях, в полотнах художника присутствует символика цвета, а порой и сложные символические программы.
В произведениях А. Н. Волкова мистический цвет окрашивает будничное действие в магические, сакральные оттенки, превращая простое чаепитие в ритуал, окутанный тайной. В работах одного из его учеников, Н. Г. Карахана, свет приобретает символический оттенок, художник открывает тему видения, миража. В его работах чувствуется влияние мастеров «Голубой розы». Иррациональная сторона света возникает и в поздних работах А. В. Николаева: свет, связанный с религиозной практикой, с суфизмом. Цвет почти не играет роли в его графических листах, столпы яркого света сконцентрированы внутри монохромного изображения.
Немного полотен написано на не характерную для Узбекистана 1920–1930-х гг. тему — вечерние или ночные пейзажи. Среди них — «ночные» полотна И. Л. Лизака с яркими контрастами, вспышками света и ощущением тревоги, а также полотна А. Н. Волкова с их вечерним сумраком, переданным через сложное напластование темных фактурных мазков с их ощущением замедленного времени и ожидания ночи.
Говорить об эволюции представлений о свете и цвете возможно в рамках индивидуального творческого пути: различное понимание света и цвета, непрекращающиеся трансформации этого понимания дают возможность сосуществовать различным, подчас противоположным тенденциям и подходам в творчестве художников Узбекистана 1920–1930-х гг.