Печать

Мищук Анна Юрьевна
СПбГУ



Роль античного наследия в скульптурном и графическом творчестве Аристида Майоля


Начало XX в. стало моментом, когда эллинские образы начали вдохновлять мастеров с новой силой, переосмысливаться в новом ключе. Творческие люди искали параллели в идеалах современности и античности.
В свое время Аристида Майоля называли родителем «современного классицизма». Его творчество находится одновременно и в непосредственной связи с традицией, и в огромном отрыве от нее. Историки искусства обращают внимание на античную тему в работах мастера, но не исследуют ее как проблему.
Как скульптор Майоль начал свой творческий путь в области мелкой пластики, где и сложился тип «майолевской женщины» — юной, полновесной, по-своему грациозной. Эти миниатюрные образы монументальны, сюжеты абстрактны и восходят к танагрским терракотам, иногда повторяя композиции известных греческих статуэток. В монументальных работах скульптора также очевидны параллели с известными античными скульптурами и рельефами. Известно, как А. Майоль восхищался греками, но он никогда не упоминал о своем стремлении подражать им.
Важную роль в творчестве мастера играла также книжная графика. Им были проиллюстрированы многие сочинения античных авторов: «Эклоги» и «Георгики» Вергилия, «Искусство любви» Овидия, «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Разговор гетер» Лукиана, «Оды» Горация. В его иллюстрациях присутствуют те же черты, что и в статуях: декоративность, монументальность, связь с природой.
Главная тема в творчестве А. Майоля — красота и гармония обнаженного женского тела. Художник стремился создавать идеальное, сочетая натуру и вымысел, не прибегая к синтезу, подражанию, часто используя нескольких моделей для одной работы. Таким образом, работы А. Майоля — это не заимствование греческих сюжетов, не стилизация древних статуй, а сама философия мастера XX в., близкая к художественному мышлению эллинов. Женщины А. Майоля — это богини всех времен, олицетворяющие связь человека с природой и космосом.