Крайний Алексей Владимирович
СПбГУ



К вопросу о композиции пятиглавия в храмовой архитектуре Санкт-Петербурга XVIII в.


Пятиглавое завершение храмов является одной из характерных черт древнерусской церковной архитектуры. В Санкт-Петербурге этот элемент вступил во взаимодействие с принципиально иной стилистической средой, в значительной мере опирающейся на западноевропейские традиции. В городских храмах периода петровского барокко пятиглавие вовсе не встречается, что можно объяснить принципиальной ориентацией на европейскую архитектуру и активным освоением новых архитектурных элементов, среди примеров которых можно упомянуть шпиль.
Пятиглавие появляется в петербургских храмах во времена Елизаветы Петровны. Это объясняется как политическими, так и стилистическими соображениями. К первым относится стремление «преодолеть» последствия немецкого правления времен Анны Иоанновны посредством введения такого традиционного для древнерусской архитектуры композиционного элемента, как пятиглавое завершение (это было прямо оговорено при закладке Никольского Морского собора). К стилистическим причинам можно отнести уместность пятиглавия (как элемента, визуально расширяющего объемно-пространственную композицию храма) в контексте елизаветинского барокко, стремившегося к торжественности и пышности форм.
Следует отметить, что в эпоху раннего классицизма в петербургской архитектуре фактически доминировавшее в 1740–1760-е гг. пятиглавие уходит на второй план, сменяясь иными композиционными решениями. Одним из наиболее заметных пятиглавых храмов нового периода является Софийский собор в Царском Селе.
Архитекторы XVIII в. трактовали мотив пятиглавия по-разному. Следует рассмотреть основные варианты композиции, которые можно выделить по ряду признаков. Большое значение имеет то, что в некоторых сооружениях боковые главы имеют конструктивное значение, а в иных — лишь декоративное. Принципиальным моментом является трактовка центральной главы относительно боковых. В одних сооружениях главный купол доминирует над остальными или просто решен принципиально иначе, в других же боковые главы в целом повторяют его в ином масштабе. Различаются и схемы расположения боковых глав относительно плана здания: в большинстве храмов они располагались по углам фасадов, в то время как в Чесменской церкви предложен вариант расположения боковых глав по сторонам света.