Бердыева Айгуль Мухамедгельдыевна
МГУ имени М. В. Ломоносова



Образ воды в портрете петровского времени


В работе рассматриваются живописные и гравированные портреты первой четверти XVIII в., изображающие Петра I и его сподвижников на фоне весьма характерных для эпохи мотивов стихии воды. Главное внимание уделяется символике пространства, значимости фона для характеристики модели.
С точки зрения иконографии исследуемый материал можно поделить на две группы, а именно: «портрет с изображением водной стихии на фоне» и «аллегорическую картину, включающую портрет».
К наиболее распространенной группе относятся изображения Петра I или морских военачальников на фоне моря, порта или кораблей. Главным в произведении является не только задача создать натурный портрет персонажа, но и зафиксировать определенную программу. Здесь на поверхности лежит указание на род деятельности и должность портретируемого лица, также подчеркивается мысль о верном служении Отечеству, а морской флот становится важным символом, отождествленным с понятием будущего крепкого государства.
Исходя из анализа портретов в умозрительном пространстве аллегории, можно сделать вывод, что модель в них изображается в «раме природных стихий». Образ царя, божественного избранника, ассоциируется с идеей милости всемогущих стихий, их благосклонности. Данный тезис подтверждается рассуждениями, почерпнутыми из дневниковых записей и воспоминаний современников эпохи. Портрет, демонстрирующий изображаемое лицо на фоне морского пейзажа, или окружение портретируемого аллегорическими фигурами выражает теорию «макро-микрокосмических корреляций»1. Иными словами, определенные части человеческого тела соответствуют каждой из четырех известных стихий. Подобное соотнесение человека и космогонического пространства позиционирует его как модель вселенной. Здесь можно говорить и о самопознании, и о размышлениях на тему устройства мира, что вполне характерно для данного времени.
В итоге, можно сделать вывод, что в петровскую эпоху морской фон наряду с функцией демонстрации принадлежности изображаемого лица к морскому делу может быть символом государства, указанием на готовность к ратному подвигу. Вода в этом контексте трактуется как важная составная часть в системе мироустройства, центром которой является личность правящего монарха.


1 Соколов М. Н. Мистерия соседства: К метаморфологии искусства Возрождения. М., 1999. С. 307.