Петрова Любава Дмитриевна
Европейский университет в Санкт-Петербурге

 

 

Фрески бань замка Кусейр Амра.
Аспекты перцепции арабо-мусульманской культурой античного наследия.

Замок Кусейр Амра (715–750 гг.), расположенный на территории современной Иордании, знаменитый на весь мир своими росписями, принадлежит к типу замков пустыни (особому виду загородных резиденций) и представляет собой характерный памятник искусства эпохи Омейядов. Изобразительное искусство этого времени зачастую представляется эклектичным и распадающимся на разрозненные заимствования из предшествующих эпох, в частности, эллинизма.
Росписи замка Кусейр Амра представляют собой огромный по своему размаху живописный ансамбль. Фрески бань, примыкающих к основному дворцовому комплексу, – лишь его небольшая часть. Росписи сводов помещений самих бань, а также фрески стен прилегающих помещений тематически весьма разнообразны. Здесь есть сцены охоты, многофигурные символические композиции, изображения купающихся обнаженных женщин и детей, растительные орнаменты, а также изображение карты звездного неба в куполе кальдария (помещения с горячей водой), которое является одним из наиболее ранних сохранившихся изображений подобного сюжета в монументальной живописи средиземноморского региона. Как концепция росписи в целом, так и большинство отдельных мотивов и иконографических схем, а также сюжет росписи кальдария заимствованы из произведений искусства и научных трактатов эллинистического мира.
Подобный круг сюжетов полностью соответствует концепции арабского ученого и врача Абу-Бакра Ар-Рази (865–925 гг.), изложенной им в трактате «Духовное врачевание», согласно которой изображения именно этих сюжетов способствуют гармонизации трех частей души: растительной, животной и разумной. Абу-Бакр Ар-Рази является последователем восточного перипатетизма, и в своем трактате развивает идеи Платона. Авторы росписей бань замка Хирбат аль Мафджар выражают новые идеи, также используя изобразительный арсенал, заимствованный ими из искусства эллинизма.
Таким образом, рассматриваемое нами явление — не один из «малых ренессансов», характерных для Западной Европы и Византии, которые, по сути, являлись временной победой антикизирующих течений, реминисценциями некой закончившейся эпохи; тем более, это не аналог искусства эпохи Возрождения. Перед нами своеобразное продолжение непрерывной традиции, берущей свое начало в античности.