Налимова Надежда Анатольевна
МГУ имени М. В. Ломоносова



Классические Афины до «эпохи Перикла»: утраченные архитектурные и живописные памятники

Временем наивысшего подъема в классическом искусстве Афин по праву считается краткий период, в литературе Нового времени именуемый «эпохой Перикла». Нередко классические Афины и «Периклов век» рассматриваются как понятия почти синонимичные, особенно когда речь заходит об искусстве. Но справедливо ли это? Никто не станет оспаривать тот факт, что активная культурная политика Перикла, исключительный размах инициированного им строительства обусловили расцвет архитектуры и монументального искусства Аттики во второй половине V в. до н. э. Однако бесспорно и то, что оживление строительной и художественной деятельности в Афинах началось задолго до реализации «перикловой» программы. Имеются ввиду 470-е – 460-е гг. до н. э., составляющие еще одну, чрезвычайно яркую эпоху в политической и художественной жизни Афин.
За многими культурными инициативами этого периода стоит фигура Кимона — блестящего стратега и государственного деятеля, победителя персов при Эвримедонте, который на протяжении многих лет был «политиком номер один» в Афинах и непосредственным предшественником Перикла на ниве покровительства искусствам. От «кимоновских» Афин не осталось почти ничего. И даже в литературе «Периклов век» своим блеском заслонил ту эпоху, которая ей непосредственно предшествовала. Однако археологические и эпиграфические данные позволяют ощутить размах и значимость проектов, реализовывавшихся в Афинах «эпохи Кимона». Среди них видное место занимают масштабные живописные работы, выполненные крупнейшими мастерами-монументалистами своего времени. Это росписи храма-героона Тесея, который был выстроен на месте погребения останков афинского царя, привезенных Кимоном с острова Скироса, и батальные картины Стои Писианакта, более известной как Расписная стоя (στοά ποικίλη). В классическом искусстве последующего времени — в частности, в скульптурных декорациях Парфенона и других построек Акрополя — мы обнаруживаем следы сильнейшего влияния этих живописных образцов, в которых прежде, чем в скульптуре разрабатывалась новая иконография важнейших мифологических сюжетов. Так, сохранившиеся памятники аттической скульптуры, наряду со свидетельствами античных авторов, позволяют прикоснуться к совершенно утраченному для нас искусству, которым вдохновлялись греческие мастера не одного поколения.