Содержание материала

 

Ссылки

  1. Научный руководитель — О.С. Попова, доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусства отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
  2. Кроме статей Т. Вельманс и М. Радуйко, фрескам церкви Богоматери в Кинцвиси посвящена диссертация Н. Симонишвили, написанная на грузинском языке и защищенная в 1994 г. (к сожалению, нам не удалось пока с ней ознакомиться). Последние сведения накануне публикации настоящей работы нам сообщила проф. Мариам Дидебулидзе, которой автор приносит глубокую благодарность.
  3. В монументальной живописи «Причащение апостолов», насколько позволяют судить сохранившиеся памятники, появляется в X – первой четверти XI в. и занимает сначала второстепенные предалтарные пространства: жертвенник Киличлар килисе в Гереме в Каппадокии (X в.), стены вимы церкви Панагии тон Халкеон в Фессалонике (1028); в церкви Свт. Николая в Мирах Ликийских сюжет помещен в купольном своде северного придела (1040-е). Со второй четверти XI в. изображение Евхаристии перемещается в алтарь: София Киевская (1037–1040-е) и София Охридская (1037–1056).
  4. Например, в рукописях: Vat. gr. 1613, первая четверть XI в. (с. 35), Dionis. cod. 587, XI в. (fol. 119v), в грузинской рукописи Синаксаря Захария Валашкертского 1022‒1030 гг. (Тбилиси, Ин-т рукописей, А-648) и др. [17, p. 434, fig. 239, p. 441; 1, с. 32‒33, табл. 5а].

  5. Особое внимание уделяет автор статьи тексту тропаря восьмой песни: «Воздвизаему Древу, окроплену кровию воплощшагося Слова Бога, пойте, Небесныя Силы; земных воззвание празднующе, людие, поклонитеся Христову Кресту, им же миру восстание во веки». Истоки этого праздника, как замечает автор, находятся в древнем обряде поклонения Святому Кресту в Великий четверг, описанному паломницей Эгерией, посетившей Иерусалим в IV в.
  6. Агнец — хлеб, приготовленный для освящения, или уже освященный на Литургии. Сопоставление Христа с агнцем Божиим, основанное на пророчестве Исайи (Ис. 53.7), очевидно при принесении евхаристической Жертвы. Этот термин встречается в большинстве восточных и западных Литургий, но наименование Агнцем евхаристического хлеба характерно для восточной традиции, на Западе евхаристический хлеб называют Гостией [4].
  7. Этот чин, как пишет архим. Киприан (Керн): «необходимая принадлежность Евхаристии, как это и следует из самого повествования о Тайной вечери ... одним из ранних наименований евхаристического богослужения в древности и было «преломление хлеба», κλασις του αρτου (Деян. II, 46)» [8, с. 279]. В Евангелии говорится о преломлении хлеба Христом во время Тайной вечери (Мф. 26.26-27, Мк. 14. 22, Лк. 22.19, 1 Кор. 11. 24).
  8. Сам жест Христа в апсиде Кинцвиси более похож на жест священника, возносящего Агнца, нежели на жест вознесения Креста [10, с. 209]. Т. Вельманс резко критикует (в статье 2002 г.) позицию М. Радуйко. По ее мнению, обряд «Возношения Агнца» не мог оказать влияния на роспись Кинцвиси, так как, с одной стороны, в Грузии «литургические темы» не были распространены до XIV в. в той же степени, как в Греции, на Балканах или на Руси. С другой стороны, исследовательница ссылается на то, что хлеб изображен на дискосе уже разделенным, и жесты Христа на фреске не соответствуют жестам священника во время упомянутого обряда [19, p. 247].
  9. Кроме того, М. Радуйко упоминает об особенности, встречающейся в некоторых византийских типиконах; в частности, в Типиконе (1114) константинопольской церкви Богоматери Кехаритомени имеется следу- ющее указание, данное ктитором церкви императрицей Ириной, женой императора Алексия Комнина: каждую субботу должно приносить маленькие кресты (имеется в виду, по мнению М. Радуйко, хлеб в форме креста) в память об усопших, по одному за четырех [10, с. 210].
  10. Изображение аллегорической фигуры Церкви присутствует, например, в церкви Богоматери в Студенице (1208‒1209).
  11. Как отметил М. Радуйко, в церкви Свт. Николая Орфанос в Фессалониках (ок. 1310‒1320) в сцене«Брак в Кане Г алилейской» на столе лежат три хлеба, имеющие форму креста. В Палеологовскую эпоху в изображении евангельских событий усиливалось символическое их понимание введением каких-либо деталей. Превращение воды в вино во время пира в Кане понималось некоторыми отцами Церкви как прообраз Евхаристии,в частности, свт. Кириллом Иерусалимским, прп. Ефремом Сириным (см.: [5, с. 565; 6, с. 563]). Возможно, такое понимание этого события было отражено художником в изображении трех крестообразных хлебов на празд- ничном столе на фессалоникской фреске [10, с. 217].
  12. «εις το εκουσιως γαρ αμαρτανοντων ημϖν μετα το λαβειν την επιγνοσιν της αληϑειας και τα εξης και οτι ως χρη προσιεναι τοις μυστηριοις τοι χ(ριστο)υ» [14, p. 265].
  13. Т. Вельманс проводит небольшой атрибуционный анализ, но в иконографической части своей статьи основное внимание уделяет центральному сюжету апсиды.