Чежина Юлия Игоревна
СПбГУ

Забытый портрет кисти Г. Г. Мясоедова

В области исследования творчества художников-передвижников, казалось бы, не осталось белых пятен. Однако это впечатление ошибочно. До сих пор существуют произведения выдающихся русских живописцев, незаслуженно забытые или никогда не привлекавшие внимания специалистов и не публиковавшиеся. Между тем они представляют интерес не только как добавление еще одной единицы к списку работ известного автора, но и открывают порой неожиданный ракурс в его творчестве, показывая его более многогранным.
В творчестве одного из основателей художественного объединения «Товарищества передвижных художественных выставок», Г. Г. Мясоедова, портретный жанр занимал далеко не главное место, однако, как и многие передвижники, художник отдал ему дань. Несмотря на то, что Г. Г. Мясоедов был признанным мастером жанровых картин и исторических полотен, портреты скрипача  В. Г. Вальтера, шахматиста А. Д. Петрова, И. И. Шишкина, Н. Н. Бекетова, а также  автопортрет его кисти также широко известны, хотя и не стали выдающимися произведениями своего времени. Женским образам художник уделял гораздо меньше внимания. Тем интереснее портрет Н. Я. Капустиной, хранящийся в фондах Музея-архива Д. И. Менделеева Музейного комплекса СПбГУ.
Поколенный портрет изящной молодой женщины, выполненный в типичной для  круга передвижников реалистической манере, отличается строгостью и простотой. Вместе с тем он отмечен нотой лиричности, которая выдает личное отношение автора к модели. Ею была любимая племянница Д. И. Менделеева, которая училась в рисовальных классах Академии художеств и познакомила ученого со своей подругой А. И. Поповой, ставшей второй женой Менделеева. Н. Я. Капустина (1855–1921) занималась и литературным творчеством и получила известность, выпустив после смерти великого химика «Воспоминания о Менделееве», опубликованные в 1908 г. Д. И. Менделеев был близко знаком с Н. А. Ярошенко, А. И. Куинджи, Г. Г. Мясоедовым, И. Н. Крамским и другими художниками, которые часто собирались в его доме. Таким образом, история малоизвестного портрета Н. Я. Капустиной отражает одну из граней  культурной и художественной жизни Петербурга второй половины XIX века.