Венщиков Михаил Анатольевич
СПбГУ

Риторические приемы в монументальной живописи Кахрие Джами

Интерпретация стиля в традиционном искусстве сопряжена с разграничением его канонических, «константных» особенностей с привносимыми в каждый последующий период специфическими чертами его развития. На примере византийской живописи в силу ее исторического и эстетического происхождения этот процесс сдвигается к анализу поэтапной интеграции античных мотивов, влияние которых на памятники византийского искусства подробно рассмотрено К. Вейцманом, Э. Китцингером, В. Н. Лазаревым и рядом других исследователей.
Обращаясь к этапной дифференциации, следует признать, что художественная культура первой четверти XIV в. наиболее объемно выявляет риторическую природу античной эстетики. Эту особенность ее развития объясняет общая «риторичность» культурных и интеллектуальных процессов в Византии в этот период, рассмотренных в заявленном ракурсе С. Рансименом, И. Шевченко, И. П. Медведевым. В то же время параллели риторическим приемам в памятниках изобразительного искусства обозначены менее четко. Особый интерес в этой связи вызывает монументальная живопись Кахрие Джами (1315‒1321 гг.), наиболее точно соответствующая в указанном отношении античным прототипам. Среди обширной зарубежной историографии, посвященной Кахрие Джами, с данной проблемой в той или иной степени соприкасаются работы Р. Оустерхаута и Р. Нельсона, внимание в которых уделено «декларативной» составляющей изобразительной риторики. Попытки исследователей связать иконографическое содержание росписи с актуальной для данного исторического периода политической и социокультурной проблематикой выглядят, вместе с тем, несколько односторонними.
Более актуальным для дальнейшей разработки этой проблематики представляется поиск аналогий с риторическими принципами в памятниках античного искусства, что не только дает возможность по-новому оценить выразительные и смысловые особенности храмовой декорации Кахрие Джами, но также открывает простор для междисциплинарных исследований. Внимания в этой связи заслуживают последние изыскания в области античной эстетики, принадлежащие С. Халивел и Л. Баркан, а также, в более широкой перспективе — работы, посвященные роли и значению риторики в области античной и собственно византийской литературы отечественных филологов М. Л. Гаспарова, А. П. Каждана, С. С. Аверинцева. Источником, еще более ценным, является литературное наследие ктитора Кахрие Джами Феодора Метохита, который, несмотря на многочисленные критические выпады в адрес риторики, неоднократно обращается к риторическим ухищрениям в собственных текстах.
В результате классификации использованных в Кахрие Джами риторических приемов впервые выделены следующие:
– «цитирование», согласно с которым в канву религиозного повествования проникают отдельные, не меняющие общего содержания мотивы античной иконографии;
– «риторическая расцветка», посредством которой как традиционные, так и новоявленные сюжеты приобретают акцентированный эмоциональный подтекст;
– «компилятивная компоновка», ориентированная на сочетание искусственно связанных элементов архитектурного фона.
Интерпретация стилистического языка византийской живописи при помощи поиска подобных параллелей и обобщений позволяет не только концептуализировать его возможное прочтение, но также намечает новые пути к пониманию взаимоотношения в нем формы и содержания.