Print

Дмитриева Елена Николаевна
Государственный Эрмитаж
Научный руководитель: канд. ист. наук Н. К  Жижина

Феномен классицизма и античная дактилиотека графа Л. А. Перовского

Целое столетие, со второй половины XVIII в. и до конца 50-х годов XIX в., ни одна из областей искусства и искусствознания не занимала столь видного места, как изучение и коллекционирование резных камней. Количество гемм, часто прекрасная сохранность и обаяние принадлежности к частной жизни древних греков и римлян, сделало их дезидератой для многих исследователей и собирателей эпохи классицизма. При этом преклонение перед геммами было присуще не только узкому кругу ученых и состоятельных коллекционеров, оно было всеобщим и в Европе, и в России. «Бриллианты, коими наши дамы были так богаты, все попрятаны да предоставлены для царской фамилии и ношения купчихам, за неимоверную цену стали доставать резные камни, оправлять золотом и вставлять в браслеты и ожерелья. Это было гораздо античнее» (Ф. Ф. Вигель. 2000. С. 71), — отмечал Ф. Ф. Вигель, иронично оценивая принявший невероятный размах интерес русской аристократии к собиранию резных камней.
Благодаря столь страстному увлечению многих высокородных коллекционеров резными камнями, Государственный Эрмитаж обладает ныне одним из самых выдающихся (и по числу, и по составу) собраний не только оригинальных инталий и камей, но и слепков с них, которые часто использовались в качестве дидактических пособий для изучения европейских коллекций. Одним из таких ценителей и не менее страстным собирателем резных камней, чем Екатерина II, был граф Лев Алексеевич Перовский. Его собрание, поступившее в музей в 1873 г., пополнило эрмитажную коллекцию весьма редкими образцами. Среди более трехсот предметов, оказавшихся в музее после его смерти, немалую часть составляют античные резные камни, а также небольшой набор сделанных с них гипсовых слепков.
Эта неординарная коллекция, составленная человеком не просто превосходно образованным, но стоявшим у истоков отечественного музейного строительства и сложения археологии как самостоятельной области научного знания, стала предметом рассмотрения в данном сообщении. Дактилиотека Л. А. Перовского иллюстрирует не коллекционерскую страсть — стихийное увлечение, но дает пример проявления феномена классицизма, выразившегося в стремлении ее владельца следовать художественным идеалам античности и отразившегося во вкусах исследователей-коллекционеров целой эпохи. Эта коллекция — образец систематического, последовательного отбора вещей, единое персональное собрание памятников глиптики, позволяющее взглянуть на личность собирателя в системе культурных и художественных ценностей XIX века.