Print

Киселёва Дарья Юрьевна
Государственный Эрмитаж
Научный руководитель: канд. ист. наук Н. К. Жижина

Статуэтка Венеры работы Леонарда Керна как пример бытования статуарного типа Афродиты Медичи. К проблеме развития античного образа в искусстве Нового времени


В собрании Государственного Эрмитажа хранится небольшая статуэтка из слоновой кости, изображающая обнаженную Венеру, исполненная немецким мастером второй половины XVII в. Специалисты относят фигурку к работам мастерской Иоганна Георга Керна (1623–1698), племянника Леонарда Керна (Ч. А. Мезенцева. 2012. С. 34). Художник обращается не только к образу античной богини Афродиты (или римской Венеры) как к воплощению идеала женской красоты, телесного земного совершенства, он также заимствует композиционную схему эллинистического времени, созданную Клеоменом и восходящую к Праксителевскому образцу. Венера предстает в образе Pudica, что значит «целомудренная» или «стыдливая», руками прикрывающая наготу. Для своей работы мастер избрал тип Венеры Медицейской, что подтверждает постановка фигуры, положение рук и поворот головы.
Несмотря на то, что изобразительную схему художник заимствовал с античного образца, она имеет отличия от работ греческих и римских мастеров: фигура богини коренастая, формы тела грубоваты – более округлые, несколько припухлые, плечи широкие, руки удлиненные. Эти особенности, включая характерные черты лица, присущи искусству XVII в., представителем которого является автор миниатюрной скульптуры, несомненно, знакомый с античным скульптурным наследием. Однако мастера Нового времени не копировали памятники Древней Греции и Рима, но изучали их и создавали произведения искусства, ориентированные на античность как на некий идеал, тем не менее, интерпретируя его во вкусах и традициях своего времени.
В искусстве XVII в. невозможно выделить единый стиль, в эту эпоху сложились два стилевых направления – эмоциональное, внутренне напряженное барокко и рациональный классицизм. «На смену ренессансному чувству меры и ясности приходит искусство, построенное на контрастах, асимметрии, искусство, тяготеющее к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами; величавость, сдержанность, статичность искусства Ренессанса сменяются любовью к динамике» (Т. В. Ильина 1983. С. 136). Античность в целом остается художественной нормой, однако, барокко на первое место выдвигает искусство эллинистическое, в котором скульпторов привлекает энергичная пластика, в известной степени объединяющая скульптуру и живопись (Е. И. Ротенберг 1971. С. 47–48).
Несмотря на противоречивость эпохи, произведения, созданные на сюжеты античной мифологии, как и прежде, прославляют красоту человека. Используя образ богини, композиционную схему и сюжет, созданные в античности, немецкий мастер наделяет их новым смыслом, соответствующим своему времени, в образе античной греческой богини воплощая идеал женской красоты, адаптированный к вкусам эпохи.